22.11.2018
Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад?
С приходом ребенка 2-3 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: другой режим дня, характер питания, температура помещения, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения и т.п.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к изменению поведения ребенка, нарушению аппетита, сна, негативным эмоциональным состояниям (капризы, страхи, частые болезни, психическая регрессия и т.д.). Иногда без видимых причин может повышаться температура тела.
У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.
Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организм. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Но это совсем не обязательно.
Совместными усилиями воспитатели и родители должны помочь малышам приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.
А чтобы это сделать, надо знать от чего зависит длительность и характер адаптации.
1. характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаемый к новым условиям возраст от 1,8-2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет.
После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми.
2. Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-пять дней, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.
Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком - он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешнее спокойствие, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию.
3. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни.
Мы говорили, что часто полностью изменяется режим, характер питания, температура помещения. В этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.
Какую информацию необходимо сообщить воспитателю о своем ребенке?
Еще до того как ребенок в первый раз придет в группу, нужно рассказать воспитателю:
• Каково состояние здоровья ребенка; часто ли он болеет и что страдает в первую очередь (носоглотка, органы дыхания, пищеварения, кишечник и т.п.); есть ли хронические заболевания, родовые травмы; каково состояние его нервной системы (как он засыпает и спит, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой, как реагирует на запреты); наказывают ли ребенка дома и если да, то как;
• Какие привычки и традиции сложились дома в процедурах еды, отхода ко сну, пользования туалетом и т.п.; какие требования предъявляют к нему при этом родители;
• Чем больше всего любит заниматься ребенок, чем можно доставить ему радость;
• Какова ситуация в семье: полная или неполная семья, есть ли у ребенка дедушка и бабушка и где они живут, есть ли братья или сестры, каковы материальные условия в семье и т.п.;
• Как называют ребенка дома.
Вещи необходимые ребенку в детском саду:
1. Мешок с чистым бельем:
* 3-4 плавочек
* 2-3 маечки
* 3 колгот
* для мальчиков рубашка и шорты, для девочек платье.
2. Мешок для грязного белья с полиэтиленовыми пакетами.
3. Носовые платки для группы и для улицы
Все вещи должны быть промаркированы:
Фамилия, имя ребенка
Подготовка ребенка к детскому саду.
Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют).
Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству, Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.