Положение об анкетировании родителей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» с. Печеркино, 2022 1. Общие положения 1.1. Положение об анкетировании родителей (далее – Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» (далее – МБДОУ) – локальный нормативный акт, который регламентирует организацию и проведение анкетирования родителей в МБДОУ. 1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Устава МБДОУ, Основной образовательной программы дошкольного образования, Положения о внутренней системе оценки качества образования. 1.3. Анкетирование осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, при условии обязательного обезличивания персональных данных. 1.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям обработки. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. 1.5. Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете МБДОУ и утверждается приказом заведующего. 1.6. Любые изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются на Педагогическом совете и утверждаются приказом заведующего МБДОУ. 1.7. Срок данного Положения не ограничен. Порядок действителен вплоть до принятия нового. 2. Типы анкетирования. 2.1. Типы анкетирования по цели: - плановое анкетирование; - оперативное анкетирование. 2.1.1. Плановое анкетирование организуется с целью: - внутреннего анализа деятельности по информированию родителей о реализуемых образовательных программах и ориентирах деятельности; - сбора внешней и контекстной информации о развитии ребенка; - изучения развития воспитанников и обсуждения результатов с родителями (законными представителями) для углубления понимания процессов развития; - выявления степени удовлетворенности родителей качеством деятельности МБДОУ. 2.1.1.1. Анкетирование в целях внутреннего анализа деятельности по информированию родителей о реализуемых образовательных программах и ориентирах образовательной деятельности организуется воспитателями два раза в год – в начале и конце. 2.1.1.2. Анкетирование в целях сбора внешней информации о развитии ребенка организуется заведующим МБДОУ один раз – при поступлении ребенка в МБДОУ. 2 2.1.1.3. Анкетирование в целях сбора контекстной информации о развитии ребенка, а также с целью изучения развития воспитанников и обсуждения результатов с родителями (законными представителями) для углубления понимания процессов развития организуется воспитателями в группах или специалистом (учителем-логопедом), периодичность определяется воспитателем (учителем-логопедом) самостоятельно. 2.1.1.4. Анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности родителей качеством деятельности МБДОУ организуется воспитателями один раз в год – в конце учебного года. 2.1.2. Оперативное анкетирование организуется с целью выявления мнения родителей (законных представителей) об определённом процессе/событии/ мероприятии (серии мероприятий). 2.2. Типы анкетирования по форме проведения: - анкетирование с использованием бумажных бланков; - анкетирование с использованием электронных средств (гугл-формы, опрос в мессенджере ватсап, телеграмм). 3. Содержание анкет. 3.1. Вопросы анкеты разрабатываются в зависимости от цели и темы анкетирования. 3.2. Анкеты для внутреннего анализа деятельности по информированию родителей об ориентирах деятельности содержат вопросы об ориентирах образовательной деятельности и способах ознакомления родителей с ними (приложение 1). 3.3. Анкеты для внутреннего анализа деятельности по информированию родителей о реализуемых образовательных программах содержат вопросы о содержании образовательных программ и способах ознакомления родителей с ними (приложение 2). 3.4. Анкета для сбора внешней информации о развитии ребенка является приложением к Правилам приема, перевода и отчисления воспитанников и содержит вопросы о статусе ребенка (ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ) и/или об особенностях здоровья ребенка (приложение 3). 3.5. Анкеты для сбора контекстной информации о развитии ребенка, а также об изучении развития воспитанников и обсуждении результатов с родителями (законными представителями) для углубления понимания процессов развития содержат вопросы: - об особенностях ребенка, которые могут проявиться в период адаптации к новым условиям: поступление (впервые) в группу раннего возраста, поступление (впервые) группу дошкольного возраста общеразвивающей направленности; поступление (впервые) в группу компенсирующей направленности (приложение 4); - об особенностях ребенка в период подготовки его к условиям обучения на следующей ступени образования – в начальной школе (приложение 5); - об особенностях проявления ребенком своих способностей в разных видах 3 детской деятельности (приложение 6); - об особенностях психологического состояния ребенка: тревожность, страх, проявления агрессии и т.п. (приложение 7). 3.6. Анкеты для выявления степени удовлетворенности родителей качеством деятельности МБДОУ содержат вопросы об организации деятельности МБДОУ, отношении сотрудников к родителям (законным представителям) и воспитанникам, качестве питания, безопасности и т.д. (приложение 8). 4. Обработка анкет 4.1. Заполненные анкеты родителей (законных представителей) воспитанников анализируют педагоги, проводившие анкетирование. 4.2. По результатам анкетирования педагоги оформляют аналитическую справку (при необходимости). 5. Организация работы с результатами анкетирования 5.1. Результаты анкетирования применяются в соответствии с целями их организации. 5.1.1. Результаты анкетирования по информированию родителей об ориентирах деятельности содержат вопросы об ориентирах образовательной деятельности и способах ознакомления родителей с ними применяются организации работы в группе и МБДОУ по ознакомлению родителей с ориентирами образовательной деятельности. 5.1.2. Результаты анкетирования по информированию родителей о реализуемых образовательных программах и способах ознакомления с ними применяются для организации работы в группе и МБДОУ по ознакомлению с содержанием образовательных программ, реализуемых в МБДОУ. 5.1.3. Результаты сбора внешней информации о развитии ребенка применяются для определения образовательной программы дошкольного образования, которую будет осваивать воспитанник МБДОУ, а также для определения других условий пребывания в МБДОУ (замена/исключение продуктов при пищевой аллергии, снижение/увеличение физической нагрузки и т.д.). 5.1.4. Результаты сбора контекстной информации о развитии ребенка применяются для: - организации оптимального адаптационного периода при поступлении ребенка в группу раннего или дошкольного возраста, а также при поступлении ребенка в группу компенсирующей направленности; - организации коррекционно-развивающих занятий, направленных на эффективную подготовку воспитанника к условиям обучения на следующей ступни образования – в начальной школе; - разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка, проявляющего способности в разных видах детской деятельности; - организации коррекционно-развивающий занятий по преодолению тревожности, страха, агрессивности и т.д. 4 5.1.5. Результаты анкетирования по выявлению степени удовлетворенности родителей качеством деятельности МБДОУ применяются для решения проблем, выявленных в ходе анкетирования. 5.2. При необходимости педагог вправе подбирать и использовать иные анкеты, не указанные в настоящем Положении. 5.3. Независимо от цели и темы анкетирования его результаты учитываются при оформлении ежегодного отчета по самообследованию, а также применяются в ходе внутренней системы оценки качества образования, как один из индикаторов показателей качества дошкольного образования. 6. Документация и отчетность 6.1. Обработанные анкеты хранятся в группах в течение одного года, за исключением анкет, направленных на сбор внешней информации о развитии ребенка. Анкеты, направленные на сбор внешней информации о развитии ребенка, хранятся у заведующего в течение всего времени пребывания ребенка в МБДОУ. 6.2. Аналитические справки по итогам анкетирования хранятся в бумажном и/или электронном виде в методическом кабинете МБДОУ в течение одного года. 7. Контроль 7.1. Контроль проведения анкетирования проводится в процессе мониторинга качества образования в соответствии с графиком. 5 Приложение 1 к Положению об анкетировании родителей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» Уважаемые родители! Для того чтобы оценить деятельность МБДОУ по информированию об ориентирах образовательной деятельности и способах ознакомление с ними, просим вас ответить на следующие вопросы. 1. Знакомы ли Вы с целями, задачами, принципами основной образовательной программы дошкольного образования? - да - нет 2. Каким образом воспитатели знакомят Вас с целями, задачами, принципами основной образовательной программы дошкольногообразования ? - сообщают на родительском собрании; - предлагают ознакомиться с их содержанием в образовательной программе дошкольного образования (на сайте МБДОУ или в тексте программы, размещенном в приемной группы); - знакомят в индивидуальном разговоре; - оформляют памятки, буклеты и т.д.; - я спрашиваю воспитателей об этом сам(а); - другое (укажите) 3. Знаете ли вы цели и задачи организуемых в группе мероприятий (занятий, творческих мастерских, игр, хозяйственно-бытового труда и т.д.)? - да - нет 4. Каким образом воспитатели знакомят Вас с целями и задачами, организуемых в группе мероприятий (занятий, творческих мастерских, игр, хозяйственно-бытового труда и т.д.)? - информация об этом размещена на стенде в приемной; - сообщают в мессенждере (групповом чате); - знакомят в индивидуальном разговоре; - я спрашиваю воспитателей об этом сам(а); - другое (укажите) 6 Приложение 2 к Положению об анкетировании родителей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» Уважаемые родители! Для того чтобы оценить деятельность МБДОУ по информированию о реализуемых образовательных программах и способах ознакомление с ними, просим вас ответить на следующие вопросы. 1. Знакомы ли Вы с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования? - да - нет 2. Каким образом воспитатели знакомят Вас с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования? - сообщают на родительском собрании; - предлагают ознакомиться с содержанием образовательной программы дошкольного образования (на сайте МБДОУ или с текстом/краткой презентацией программы, размещенным в приемной группы); - знакомят в индивидуальном разговоре; - оформляют памятки, буклеты и т.д.; - я спрашиваю воспитателей об этом сам(а); - другое (укажите) 3. Обсуждают ли с Вами содержание образовательной программы дошкольного образования? - да - нет 4. Вносили ли Вы предложения, направленные на корректировку содержания образовательной программы дошкольного образования? - да - нет 5. Хотели ли бы Вы принять участие в корректировке содержания образовательной программы дошкольного образования? - да - нет 7 Приложение 3 к Положению об анкетировании родителей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» Уважаемые родители! Ваш ребенок поступает в детский сад. Для организации эффективной работы с ним предлагаем ответить на вопросы анкеты об особенностях развития вашего ребенка. 1. 2. 3. 4. Ф.И.О. ребёнка Дата рождения ребенка Относится ли Ваш ребенок к категории «дети-инвалиды?» да/нет Если на предыдущий вопросы Вы ответили «да», укажите условия, необходимые для Вашего ребенка (указанные в ИПР) 5. Относится ли Ваш ребенка к категории «дети с ОВЗ»? да/нет 6. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите дату заключения ПМПК и наименование адаптированной образовательной программы, рекомендованной Вашему ребенку 7. Есть ли у Вашего ребенка пищевая аллергия? да/нет 8. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите продукты, являющиеся аллергенами для Вашего ребенка 9. Посещал ли Ваш ребенок ранее другую дошкольную образовательную организацию (частную или муниципальную)? да/нет 10. Находился ли Ваш ребенок в контакте с инфекцией в течение последних 21 дней? Да/нет 11. Какие заболевания перенес Ваш ребенок? 8 Приложение 4 к Положению об анкетировании родителей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» Уважаемые родители! Нам важно знать Ваше мнение об адаптации Вашего ребенка к детскому саду, а также Ваши пожелания и ожидания. Это поможет нам организовать комфортное пребывание ребенка в детском саду и сотрудничество с Вами. 1. Состав семьи (количество): взрослых детей 2. Какой ребенок по счету: единственный , старший , средний , младший 3. Возраст: матери отца ребенка 4. Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детский сад? 5. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье? 6. Как ребенок относится к режимным процессам (хорошо, спокойно, отрицательно). Уточните отдельные моменты: -укладывание на сон -кормление -умывание -одевание -туалет 7. Единодушны ли члены семьи в выражении: - поощрений -наказаний -запрещений -разрешений 8. Как Ваш малыш привыкал к детскому саду? А) шел в детский сад с плачем Б) с уговорами В) без эмоций Г) с удовольствием 9. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду? - ребенок адаптировался полностью, быстро, легко, - ребенок утром не хочет идти в детский сад - ребенок иногда не хочет идти в детский сад - ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду 9 - другое (укажите) 10. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию: - действия всех сотрудников - совместные действия сотрудников и родителей - действия родителей - другое (укажите) 11. Изменилось ли поведение ребенка дома: -да -нет 12. Что Вы ожидаете от детского сада? Ваши пожелания 10 Анкета «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Ф.И.О ребенка 1. Какое настроение преобладает у ребенка? а) бодрое, уравновешенное б) раздражительное, неустойчивое в) подавленное 2. Как ребенок засыпает? а) быстро (до 10 мин.) б) медленно в) спокойно г) не спокойно 3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? а) дополнительные воздействия (укажите, какие) б) без дополнительных воздействий 4. Какова продолжительность дневного сна ребенка? а) 2 часа б) менее часа 5. Какой аппетит у Вашего ребенка? а) хороший б) избирательный в) неустойчивый г) плохой 6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? а) положительно б) отрицательно в) не просится, но бывает сухой г) не просится и ходит мокрый 7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие (укажите, какие) б) нет отрицательных привычек 8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? а) да б) нет в) иногда 9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? а) да б) нет в) иногда 11 10. Как играет Ваш ребенок? а) умеет играть самостоятельно б) не всегда в) не играет сам 11. Взаимоотношения со взрослыми: а) легко идет на контакт б) избирательно в) трудно 12. Взаимоотношения с детьми: а) легко идет на контакт б) избирательно в) трудно 13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)? а) да б) нет в) не всегда 14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? а) да б) нет в) перенес разлуку легко г) тяжело 15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? а) да б) нет 12 Уважаемые родители! Как известно, начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения является сложным периодом, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того чтобы определить насколько комфортно чувствует себя ваш ребенок в детском саду, просим ответить на следующие вопросы. 1. Укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка 2. Посещал ли ваш ребенок до этого дошкольное учреждение, группу кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка? 3. Комфортно ли чувствует себя ребенок в группе? да; нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет 4. С каким настроением ребенок идет в детский сад? с хорошим; со слезами; по-разному; отказывается идти в дошкольное образовательное учреждение; другое (укажите) 5. Нравятся ли ребенку воспитатели группы, которую он посещает? да; не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями; скорее да, чем нет. 6. Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями? да, легче идет на контакт только с одним воспитателем; нет, общается с обоими воспитателями группы одинаково легко; нет, общается одинаково трудно. 7. Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям? повышенную подвижность; стеснительность; обидчивость; упрямство; двуязычие; другое (укажите) затрудняюсь ответить. 8. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения детского сада? 13 стал более самостоятельным, организованным; стал более общительным; стал скованным; чаще плачет, капризничает; другое укажите) ничего не изменилось. 9 Придерживаетесь ли вы дома режима дня, организованного в дошкольном образовательном учреждении? да; нет; периодически. 10. На ваш взгляд, ваш ребенок адаптировался к новым условиям в дошкольном образовательном учреждении? да; нет; затрудняюсь ответить. 14 Анкета для родителей детей раннего возраста Уважаемые родители! Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к детскому саду. Чтобы найти к малышу индивидуальный подход, нам необходимо знать особенности Вашего ребенка. Поэтому просим Вас заполнить ряд анкет. Спасибо за сотрудничество! 1. Укажите, пожалуйста, Ф.И.О. ребенка 2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить? 3. Чем больше всего любит ребенок заниматься? 4. Существует ли дома режим дня, придерживаетесь ли Вы его? 5. Охотно ли ребенок вступает в общение? С детьми своего возраста С детьми старшего возраста С родными Со знакомыми С незнакомыми 6. Какое общение предпочитает малыш? Эмоциональное Предметное 7. Как ведет себя при расставании и встрече с близкими? 8. Как ребенок играет? Просто манипулирует предметами Обыгрывает предметы, подражает действиям взрослых Другое (укажите) 9. Выполняет 10. Какие ли развивающие ребенок занятия Вы поручения? проводите дома? Какие? Как часто? 11. Ваши пожелания воспитателям в развитии Вашего ребенка 15 Приложение 5 к Положению об анкетировании родителей в муниципальном бюджетном муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» Уважаемые родители! Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим вас ответить на вопросы данной анкеты. 1. Как вы думаете, какие навыки и умения должен приобрести ваш ребенок в детском саду перед поступлением в школу? 2. Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе? 3. Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе: ребенок знает буквы и цифры; умеет читать; умеет писать; знает много стихотворений; ребенок хорошо развит физически; умеет находить контакт со сверстниками; достаточно легко вступает в общение со взрослым; способен выполнять задания, требующие проявления волевых усилий; проявляет активный интерес к школе и школьной жизни; много говорит о предстоящей учебе в школе; проявляет желание скорее пойти в школу; другое (укажите) 4. Готовите ли Вы своего ребенка к обучению в школе и как? 5. Как часто Ваш ребенок задает вопросы о школе? 6. Отражает ли ребенок полученные впечатления, знания о школе в разных видах деятельности? Приведите примеры. 16 7. Есть ли у Вас опасения в отношении того, как пройдет период адаптации ребенка к школе? 8. Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе? 17 Приложение 7 к Положению об анкетировании родителей вмуниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» Опросник на тревожность детей Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко для выявления тревожного ребенка в группе сверстников 1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов. 18 Анкета «Агрессивен ли ваш ребёнок?» Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить 1. 2. тем же. 3. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 4. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбирает, потрошит. 5. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение. 6. Он не прочь подразнить животных. 7. Переспорить его трудно. 8. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 9. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 10. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот. 11. Часто не по возрасту ворчлив. 12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 15. Легко ссорится, вступает в драку. 16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 17. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 19. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов. Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов. Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов. 19 Приложение 8 к Положению об анкетировании родителей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Печеркинский детский сад» Анкета «Выявление степени удовлетворенности родителей качеством деятельности МБДОУ» 1. Нравится ли Вашему ребёнку посещать детский сад? да/нет 2. Удовлетворяет ли Вас качество организации образовательного процесса в детском саду? - полностью удовлетворяет - удовлетворяет частично - совершенно не удовлетворяет - другое (укажите) 3. Удовлетворяет ли Вас качество присмотра и ухода за детьми в детском саду - полностью удовлетворяет - удовлетворяет частично - совершенно не удовлетворяет - другое (укажите) 4. Удовлетворяет ли Вас качество и полнота информации о деятельности детского сада, размещенной на официальном сайте МБДОУ? - полностью удовлетворяет - удовлетворяет частично - совершенно не удовлетворяет - другое (укажите) 5. Удовлетворяют ли Вас профессиональные качества педагогов, работающих с Вашим ребенком, их заинтересованность в достижении Вашим ребенком положительных результатов в освоении образовательной программы? - полностью удовлетворяет - удовлетворяет частично - совершенно не удовлетворяет - другое (укажите) 6. Удовлетворяет ли Вас материально-техническое обеспечение детского сада? - полностью удовлетворяет - удовлетворяет частично - совершенно не удовлетворяет - другое (укажите) 20 7. Удовлетворяет и ли Вас качество и организация питания в детском саду? - полностью удовлетворяет - удовлетворяет частично - совершенно не удовлетворяет - другое (укажите) 8. Удовлетворяют ли Вас условия охраны и безопасности воспитанников, созданные в детском саду? - полностью удовлетворяет - удовлетворяет частично - совершенно не удовлетворяет - другое (укажите) 9. Что Вас не 10. Что бы Вы могли деятельности МБДОУ? устраивает в работе детского порекомендовать для повышения сада? качества 11. Порекомендовали бы Вы при необходимости наш детский сад своим родственникам, знакомым для получения дошкольного образования? - да - нет - затрудняюсь ответить - другое (укажите) 21